В течение последних 25-30 лет складывается все более обоснованное и прочное убеждение в огромной нравственной, гигиенической и государственной важности такой, как половое воспитание. Нынче же приходится говорить не о том факте, проводить его  или нет, а о том, кому и как проводить.

 

Опыт поколений

Необходимость полового воспитания, казалось бы, очевидна. Но, когда дело доходит до воспитания собственных детей, слишком многие взрослые начинают думать, что «до сих пор люди прекрасно обходились без этого». Многие искренне верят, что половое воспитание — весьма сомнительная и ненужная новация. В действительности же ни одно общество не обходилось без полового воспитания.
половое воспитание
К началу XX века официальная буржуазная мораль подвергла любые упоминания о телесности и сексуальности запретам. Процветала официальная проституция, тем не менее, за обеденным столом было «табу» попросить передать ножку цыпленка или сказать своему ребенку: «Перестань болтать ногами» (слова «нога», «ножка» могут вызвать сексуальные ассоциации!); женщины показывали доктору болезненное место на обычной кукле, и даже написанные женщинами книги во многих библиотеках хранились отдельно. Ханжество определяло и воспитание, сводившееся к замалчиванию проблем пола и всяческому оттягиванию знакомства с ними. Сегодня же, тем не менее, ситуация в корне изменилась во всем мире.

Наша мораль определяет отношения женщины и мужчины как неодинаковых, но равноправных партнеров. Эти отношения становятся все более демократичными. Если раньше брак, сексуальность и рождение детей были почти синонимами, то теперь они воспринимаются как относительно независимые сферы жизни. Эти изменения сказываются на структуре семьи и особенностях воспитания. Семья стала «ядерной», т.е. состоящей чаще всего из родителей и одного или двух детей. Значительно возросла роль общественного воспитания.

Темпы жизни в эпоху НТР настолько велики, что жизненный уклад претерпевает серьезные изменения даже при жизни одного поколения, так что опыт старших уже не может быть единственным стандартом жизни. Целью полового воспитания становится не только передача накопленного старшими жизненного опыта, но и выработка у детей способности самостоятельно строить свое жизненное поведение в новых условиях. Отсюда и необходимость специального обсуждения вопросов пола. Так, 250-300 лет тому «Школа молодой матери» показалась бы просто дикостью: в многодетных и многопоколенных семьях наука материнства осваивалась девочками в повседневной жизни.

Сегодня «Школа молодой матери» — обычное дело, и все большую популярность завоевывают «Школы молодых родителей». Испытываемые взрослыми трудности в проведении полового воспитания отражаются в многочисленных спорах о том, кто же (семья, школа, врачи, средства массовой коммуникации) должен взять на себя его осуществление.

 

А воспитатель кто?

В половом воспитании, так или иначе, участвуют и должны участвовать все, с кем сталкивается в ходе своего развития ребенок. Но центральное место в нем по праву отводится семье и, прежде всего, родителям. Они наиболее близкие и значимые для ребенка люди, от которых зависит то, как будет он воспринимать все, с чем он вынужден будет столкнуться в дальнейшей жизни. Семью можно сравнить с призмой, в которой преломляются все остальные влияния.

С возрастом круг воспитателей существенно расширяется, тем не менее, семья сохраняет при этом центральное место в нем. Влияния различных наставников не могут быть абсолютно одинаковыми, но очень важно, чтобы их усилия были согласованными. Врач же может выполнять функцию консультанта, помогающего понять связи между психо-сексуальным развитием и здоровьем, снабжающего информацией о гигиенических и психо-гигиенических основах и методах воспитания ребенка как представителя пола.

С известной долей условности половое воспитание можно разделить на собственно воспитание — обучение поведению, определяющему пол, а также просвещение — информирование о половых особенностях и связанных с ними отношениями. Зачастую именно в последнем многим удается рассмотреть элемент развращения, опасаясь, что знания непременно будут стимулировать преждевременное сексуальное поведение. Тем не менее, как известно, знание абсолютно не развращает, в то время как развращает скорее незнание либо же невежество.

Воспитание, по словам известного педагога и писателя С.Соловейчик, является питанием правдой, круговоротом истины в личности. Важно, в каком «обличие» ребенок получит информацию: в виде максимально доступной его пониманию и нравственной правды, преподносимой в семье, или в виде искаженной уличной полуправды. Поэтому ведущие специалисты утверждают, что лучше всего семье начинать половое воспитание на год раньше, чем не успеть и опоздать на час.

 

 

(2 оценок, средняя: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

 

Поделиться с друзьями: