Развитие речи у детей – один из самых важных задач для родителей. Когда в семье появляется малыш, все внимание уделяется ему и уходу за крохой. Взрослые прикладывают максимум усилий и времени, чтобы именно их ребенок был всесторонне развитым, быстро научился разговаривать и умел правильно произносить звуки, рано начал ходить и делать разнообразные задания и действия.

 
Развитие речи у детей дошкольного возраста

 
Далеко не все родители знают, как необходимо правильно себя вести и на какие моменты обращать пристальное внимание. Для того, чтобы у малыша все получалось, ему нужна помощь взрослых, их понимание и терпение, умение грамотно подойти к процессу обучения и развития.

 

В каком возрасте кроха начинает разговаривать?

Существует 2 основных периода речевого развития:
— Подготовительный – от 0 до начла произношения первых слов.
— Самостоятельный – когда кроха активно начинает разговаривать.

 
Во время 1-го этапа, с рождения малыш изучает, какие звуки мама и папа произносят, как они это делают, слушает и запоминает. Немногие знают, что дети, которых кормили грудью, начинают раньше и увереннее разговаривать. Это случается по причине того, что во процессе сосания груди кроха выполняет первые в своей жизни упражнения для развития речевого аппарата: губ, мягкого неба и языка. В совсем маленьком возрасте малыш может лишь криком сообщить окружающим о своих потребностях. Однако он одновременно тренирует свои легкие и развивает речевое дыхание. Это важно для того, чтобы малыш начал разговаривать.

 
В возрасте нескольких месяцев кроха начинает лепетать и протягивать гласные звуки. Во время данного процесса также происходит развитие речевого дыхания. К концу 1-го полугодия кроха произносит свои первые слоги. Так малыш пытается агукать и старается общаться с окружающими. В диапазоне от 6 до 9 месяцев он пробует произносить легкие слова со слогами, которые повторяются. К 10-ти месяцам кроха пытается подражать взрослой речи.

 
В 1 год малыш умеет говорить примерно 10 легких слов. Они просты, складываются из 2-х слогов. В этом возрасте он может понимать вдесятеро больше разных слов, чем говорит, потому что его речевой аппарат еще слабо развит.

 
С полутора лет в речи ребенка постепенно исчезают так называемые звукоподражания, основную часть составляют правильные слова. Сначала они довольно просты, но постепенно усложняются. И с 1,9 до года 1,11 в развитии речи наблюдается определенный «лексический взрыв». В этот период намного увеличивается объем употребляемых слов и фраз.

 
Специалисты придерживаются мнения, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Причем в их речи преобладают существительные — названия предметов. Тогда как в мальчуковой – больше слов-действий, глаголов.

 
Около 2-х лет дети должны знать около 200 разных слов, и они произносят свои первые фразы. Вначале они простые и насчитывают 2 – 3 слова. Физиологи отмечают, что срабатывает некий пусковой механизм для появления фразовой речи при появление в речи ребенка слов-действий. Количество имен существительных значительно больше, чем глаголов примерно в 3 раза. Другие части речи, такие как местоимения, прилагательные, наречия и прочие обычно звучат неправильно, кроха теряет окончания, целые слоги. В его речи могут также отсутствовать предлоги.

 
По достижении 3-х лет речь малыша становится более четкой и правильной, слова включают все части: корень, суффикс, окончания. Существительные могут использоваться в единственном и множественном числе, правильном падеже и роде, также малыш применяет уменьшительно-ласкательную форму слов. Фразы становятся сложными. Из 4 слов состоят предложения.

 
После 3 с половиной года наступает 2-ой этап детского речевого развития, и малыш охотно разговаривает сам, задает разнообразные вопросы.
Важно не пропустить все эти этапы. Если их пропустить, то потом будет очень сложно восстановить.

 

Что нужно делать родителям для правильного развития речи ребенка?

Самая легкая, но одна из крайне значимых вещей, которую могут сделать родители, чтобы их малыш научился быстро и правильно разговаривать, это общаться с ним, рассказывать обо всех окружающих его предметах и явлениях, комментировать выполняемые вами действия. Нужно называть предметы посуды, одежды, их свойства (мягкий, пушистый, легкий). Показывая что-то необходимо убедиться, что ребенок сфокусировал свое внимание на этом, иначе он попросту ничего не запомнит.

 
Можно также выполнять действие и говорить его название, со временем кроха запомнит это и начнет сам выполнять манипуляции. Так формируется пассивный словарь крохи. Чем обширнее он, тем большее количество слов ребенок будет произносить и тем его речь будет понятнее и четче. Некоторые родители считают, что им незачем общаться с их малышом, он должен каким-то образом самостоятельно научиться говорить, произносить все звуки, но этого точно не произойдет без участия взрослых. С крохой нужно общаться спокойно. Нельзя говорить очень сложными, непонятными фразами и предложениями.

 
Ни в коем случае не стоит сюсюкать и не нужно злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами – это тормозит развитие речи детей дошкольного возраста. Нужно комментировать все, что малыш видит дома и на улице. Для него важно впечатление, тогда он начнет делиться им с окружающими. Нужно водить его в новые интересные места, читать разные книги и пересказывать захватывающие истории.

 
Крайне важно давать возможность крохе полноценно развиваться, активно двигаться и познавать окружающий мир с помощью всех 5 органов чувств. Нужно предоставить ему различные полезные игрушки, чтобы он изучал цвета, размеры, формы, мог их сравнивать. Если родители ограничивают малыша в свободе и жажде исследований, долго держат его в кроватке, то его общее развитие будет заметно тормозиться.

 
Также важно делать игры для пальчиков. Они не являются главным методом для развития полноценной речи. Нельзя уделять основное внимание только такому методу и игнорировать все остальные. Он является составляющим общей системы. Из-за большого количества нервных окончаний, находящихся в кончиках пальцев, для развития детской речи и улучшения мозговой их активности нужно проводить со своим крохой специальные зарядки для ручек. Логопеды отмечают благотворный эффект таких упражнений. В сумме со всем остальным они дают заметный и быстрый результат.

 

Что делать родителям, если ребенок долгое время не начинает разговаривать?

Не все малыши начинают говорить в одинаковое время. На этот процесс также влияет характер ребенка, например, флегматики и меланхолики начинают говорить звуки и слова позже остальных. Если кроха недавно переболел, он тоже может замолчать на некоторое время, а потом снова заговорить. Однако родители должны учитывать, что к 3-м годам их малыш должен научиться произносить фразы, состоящие из трех слов. Если этого не произошло, то это признак некоторой задержки речевого развития. Не стоит ждать достижения 3-х лет и потом принимать меры. Как только стали заметны задержки развития речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту.

 
Есть несколько причин, почему ребенок вовремя не начинает говорить:
— Психологические причины
— Различные болезни

 
В первом случае причиной может стать недостаток общения родителей с малышом, а во втором – проблемы со здоровьем, при которых необходима консультация врача, тщательное обследование и подходящее лечение или коррекция.

 
Важно, чтобы ребенок научился говорить вовремя, потому что в ином случае это будет отражаться и на его интеллектуальном развитии. Они напрямую взаимосвязаны. А следующим этапом может стать задержка в его психическом развитии.

 
В 2 – 3 года на таком фоне будут возникать значительные проблемы с общением и социальной адаптацией. Если, кроме того, насильно пытаться форсировать речевое развитие, у ребенка по этой причине может сформироваться негативизм, и он вообще перестанет хотеть говорить. С такой проблемой не всегда удается справиться даже опытному специалисту. Поэтому родителям стоит вести себя правильно.

 
Если ребенок не разговаривает, необходимо проводить:
— Самомассаж
— Логопедический массаж
— Упражнения для языка и губ
— Массаж кистей рук
— Развитие голоса и дыхания
— Игры для артикуляции

 

Виды дефектов речи

Самыми распространенными дефектами речи считаются неверное произношение звуков (картавость, шепелявость, искажение) и заикание (запинание).

 
Причиной первой проблемы может быть недостаток общения со взрослыми или их сюсюканье, умиление детской неправильной речью. Эти дефекты может исправить врач-логопед. Чем раньше приступить к их исправлению, тем легче и более безболезненно это пройдет для ребенка.

 
Заикание может возникать по нескольким причинам:
— Если малышу не дают закончить начатую фразу и договаривают за него. При разговоре он начинает волноваться, бояться, что его снова не дослушают и это становится причиной запинания и даже заикания.

 
— Иногда ребенок очень волнуется, напрягается при разговоре и выражении своих мыслей. Это также может вызвать заикание. Если родители наказывали ребенка за то, что он берет с рот пальцы, били его по губам, это также может стать причиной развития такого дефекта речи. Они связаны с эмоциональными травмами и требуют помощи психолога.

 
Есть целый ряд заболеваний, которые вызывают дефекты речевого развития: дизартрия, алалия, ринолалия и прочие. Зачастую они вызваны нарушениями в ЦНС, различными травмами головы, опухолями головного мозга и прочим. Такие задержки развития лечатся в специализированных клиниках.

 

 

(1 оценок, средняя: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

 

Поделиться с друзьями: